1) производственно-технологическую
2) организационно-управленческую сферу деятельности
3) педагогическую деятельность.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по данному направлению являются:
химические элементы и химические соединения в различном агрегатном состоянии (неорганические и органические вещества) и материалы на их основе, полученные как в результате химического синтеза (лабораторного, промышленного), так и выделенные из природных объектов.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в соответствии с видом профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
производственно-технологическая деятельность:
выполнение профессиональных задач в отраслях экономики, связанных с химией (управление высокотехнологичным химическим оборудованием, работа с информационными системами, подготовка отчетов о выполненной работе);
решение прикладных задач в области химической технологии;
организационно-управленческая деятельность:
планирование и организация работы структурного подразделения (малочисленного трудового коллектива) для решения конкретных производственно-технологических задач химической направленности;
педагогическая деятельность:
подготовка учебных материалов и проведение теоретических и лабораторных занятий в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования.
Основные предметы при обучении на направлении «Химия»
Направление Химия (прикладной бакалавриат) предполагает углубленное изучение базовых предметов: математики, физики, химии, информатики, биологии и основы экологии, геологии, почвоведения, иностранного языка, культурологии и т.д. Особо много времени студенты уделяют изучению химических дисциплин, таким как: общая, аналитическая, физическая химия, коллоидная химия, химическая технология, кристаллохимия, высокомолекулярные соединения, химические основы биологических процессов, методика преподавания химии и др., а также узконаправленным предметам:
• Физические методы исследования;
• Физико-химические методы исследования;
• Основы физико-химического анализа;
• Информационные технологии в химии;
• Теоретической электрохимии;
• Химии твердого тела;
• Сопротивление материалов;
• Основы электротехники и промышленной электроники;
• Физико-химия и технология материалов;
• Технология производства и переработки полимеров и др.
Компетенции, приобретаемые в ходе подготовки прикладного бакалавра
В результате обучения по данному направлению студент приобретет следующие компетенции:
• Обладает способностью использовать основные закономерности химической науки и фундаментальные химические понятия при решении конкретных производственных задач, выполнять стандартные операции по предлагаемым методикам;
• Владеет навыками расчета основных технических показателей технологического процесса;
• Способен анализировать причины нарушений параметров технологического процесса и формулировать рекомендации по их предупреждению и устранению;
• Представляет основные химические, физические и технические аспекты химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
• Владеет навыками планирования и организации работы структурного подразделения;
• Способен принимать решения в стандартных ситуациях, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий;
• Знает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях;
• Способен планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности;
• Владеет различными методиками преподавания химии для достижения наибольшей эффективности усвоения знаний учащихся с разным уровнем базовой подготовки;
• Иметь представление о предмете изучения, методах исследования и основных научных достижениях в области химии.
Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация образовательной программы по направлению Химия обеспечивается научно-педагогическими кадрами, которые имеют базовое образование по профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимаются научной и/или научно-методической деятельностью. Не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени кандидата или доктора наук. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора имеют не менее 10% преподавателей. К образовательному процессу привлечено не менее 10% преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений г. Перми. Во время учебы студенты занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в конференциях. Производственную и учебную практику они проходят в лабораториях на химических, фармацевтических, целлюлозно-бумажных производствах, а также в научно-исследовательских институтах и общеобразовательных учреждениях.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Химический факультет Пермского университета располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены ООП и учебным планом подготовки бакалавров по направлению Химия.
Проведение учебного процесса обеспечено:
— лекции − различной аппаратурой, помогающей лектору демонстрировать иллюстративный материал: мультимедийное оборудование, проекторы, экраны;
— семинарские занятия − компьютерами для проведения вычислений и использования информационных систем; занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами;
— лабораторные работы − широким набором химических реактивов и лабораторной посуды, а также современным учебным, учебно-научным и научным оборудованием в соответствии с программами лабораторных работ.
Итоговая аттестация студентов включает в себя: защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврская работа) и сдачу государственного экзамена. Бакалавр, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению «Химия», подготовлен для продолжения образования в магистратуре по любой магистерской программе направления 04.04.01 «Химия».
Предполагаемые сферы профессиональной деятельности выпускников:
Пермские предприятия химической отрасли, в частности АО «Сорбент», ОАО «Метафракс», ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» «Уральский научно-исследовательский институт композиционных материалов», «Институт технической химии УрО РАН» и ряд других организаций принимают участие в обучении студентов Пермского государственного национального исследовательского университета по направлению Химия (прикладной бакалавриат). Заинтересованные в кадрах работодатели имеют возможность влиять на программу обучения студентов, предоставлять будущим специалистам места для практики, читать спецкурсы. Они заинтересованы в практически готовых специалистах, которых не надо переучивать, в связи с чем, в образовательной программе прикладного бакалавра большое количество времени занимает учебная и производственная практика.
У студентов, обучающихся на прикладном бакалавриате, будет иметься возможность знакомства с работой предприятия, с современным оборудованием, инновациями в отрасли. Кроме того, специалисты предприятий готовы предлагать студентам актуальные темы для написания выпускных квалификационных работ. Выпускники университета кроме диплома о высшем образовании будут получать свидетельства о получении квалификации. При этом важно, что свидетельства будет выдавать предприятие-партнер прикладного бакалавриата, которое участвовало в подготовке будущих специалистов. Однако, выпускников не будут обязывать работать только с конкретным предприятием – у будущих прикладных бакалавров остается возможность выбора компании.
Выпускники могут трудоустроится в качестве сотрудников на промышленных предприятиях, научно-исследовательских институтов и организаций, в центральных заводских лабораториях различных заводов и предприятий, аналитических центрах и лабораториях; в учреждениях и организациях, занимающихся разработкой, исследованием и производством лекарственных веществ; разработками и исследованиями в области химии окружающей среды, химической экспертизы и экологической безопасности продуктов питания и различных объектов окружающей среды; на производствах нефтяной, химической, пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности, в образовании.
Наиболее распространенными профессиями для студентов, окончивших бакалавриат по направлению Химия, являются: химик, химик экспертно-криминалистической лаборатории, геохимик, биохимик, агрохимик, учитель химии.