Профиль: программа широкого профиля.
Форма обучения: очная.
Продолжительность обучения: 5 лет.
Квалификация(степень): Химик. Преподаватель химии.
Проходной балл на бюджет в 2024 году: 196.
Выпускающие кафедры: кафедра неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности; кафедра аналитической химии и экспертизы, кафедра физической химии кафедра органической химии.
Целью профессиональной подготовки по специальности «Фундаментальная и прикладная химия» является получение и систематизация теоретических знаний и практических умений, развитие навыков ведения самостоятельной работы и применение их при решении конкретных научных, педагогических и производственных химико-технологических задач.
Область профессиональной деятельности выпускников включает: исследование химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявление общих закономерностей их протекания и возможности управления ими.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:
— педагогическая;
— организационно-управленческая;
— научно-исследовательская;
— педагогическая;
— организационно-управленческая;
— научно-исследовательская;
— научно-производственная.
Основные учебные курсы специальности «Фундаментальная и прикладная химия»:
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины: иностранный язык, история, правоведение, психология и педагогика, философия, экономика, история и методология химии, культурология, социология, логика, безопасность жизнедеятельности, менеджмент, экология, физическая культура и др.
Общие математические и естественно-научные дисциплины: математика, информатика, физика, биология и основы экологии, геология, почвоведение, численные методы и программирование и др.
Общие профессиональные дисциплины: общая химия, аналитическая химия, органическая химия, физическая химия, высокомолекулярные соединения, химическая технология, квантовая механика и квантовая химия, коллоидная химия, физические методы исследования, кристаллохимия, строение вещества, методика преподавания химии, экологическая химия, методология поиска химической информации, методы контроля объектов окружающей среды, теоретические основы катализа, охрана труда и безопасность химических производств и другие дисциплины.
При реализации программы подготовки специалистов-химиков предусмотрены следующие виды практик: производственная химико-технологическая, преддипломная (научно-исследовательская). Химико-технологическая практика проводится на химических предприятиях и фирмах, в лабораториях вуза. Преддипломная (научно-исследовательская) практика проводится на кафедрах вуза или в других научных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом и основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данной специальности.
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности и научно-производственной деятельности:
• пониманием сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности;
• использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
• пониманием необходимости и способностью приобретать новые знания с использованием современных научных методов и владением ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
• пониманием принципов работы и умением работать на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований;
• владением современными компьютерными технологиями, применяемыми при обработке результатов научных экспериментов и сборе, обработке, хранении и передаче информации при проведении самостоятельных научных исследований, свободным владением ими при проведении самостоятельных научных исследований;
• знанием основ теории фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии);
• владением навыками химического эксперимента, основными синтетическими и аналитическими методами получения и исследования химических веществ и реакций;
• пониманием основных химических, физических и технических аспектов химического промышленного производства с учетом сырьевых и энергетических затрат;
• владением методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов;
• пониманием необходимости безопасного обращения с химическими материалами с учетом их физических и химических свойств, способностью проводить оценку возможных рисков;
• способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы;
• умением анализировать научную литературу с целью выбора направления и методов, применяемых в исследовании по теме дипломной работы, способностью самостоятельно составлять план исследования;
• способностью анализировать полученные результаты, делать необходимые выводы и формулировать предложения;
• наличием опыта профессионального участия в научных дискуссиях, умением представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати);
• владением основами делового общения, наличием навыков межличностных отношений и способностью работать в научном коллективе;
• владением базовыми понятиями экологической химии, способностью оценить экологические риски производств и применять принципы зеленой химии при разработке химических реакций и технологических производств.
в педагогической деятельности:
• владением методами отбора материала, преподавания и основами управления процессом обучения в школе;
• владением базовыми навыками педагогической деятельности.
Обучение по специальности «Фундаментальная и прикладная химия»
предполагает большой объем лабораторных практикумов по неорганической, физической, аналитической, коллоидной, органической, высокомолекулярной химии и т.д. Студенты учатся работать на современном оборудовании при проведении научных исследований с привлечением квантово-химических расчетов и компьютерных технологий. Учащиеся владеют навыками работы на газо-жидкостном хроматографе, системах высокоэффективной жидкостной хроматографии, инфракрасной и ультрафиолетовой спектроскопии, могут ставить задачи и интерпретировать результаты анализов методами масс-спектрометрии и ядерного магнитного резонанса. В распоряжении обучающихся имеется 2 компьютерных класса, необходимая литература и доступ к полнотекстовым электронным базам данных.
Образовательный процесс реализуется на основе компетентностного подхода и предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (лекций, ситуативных задач, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов и т.п.).
В сочетании с внеаудиторной работой данные технологии позволяют формировать и развивать профессиональные навыки обучающихся.
Научно-исследовательской работе с участием студентов в исследованиях в различных областях химии уделяется особое внимание. Под руководством опытных преподавателей обучающиеся решают конкретные практические и научные задачи при выполнении дипломных работ.
Научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы подготовки специалистов. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и, главным образом, профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным стандартом. Она включает выполнение научной работы в ходе прохождения преддипломной практики, выполнение дипломной работы и участие в научной работе по линии научного студенческого общества.
Студенты активно вовлечены в научные исследования, полученные результаты они докладывают на научно-практических внутриуниверситетских, региональных и Всероссийских конференциях, участвуют во Всероссийских конкурсах научных работ и олимпиадах.
Возможны научные стажировки лучших студентов в зарубежных университетах. Студенты, имеющие успехи в учёбе и научной работе, дополнительно к базовой стипендии получают стипендии Правительства РФ, Президента РФ, правительства Пермского края, именные стипендии Пермского университета им. К.Д. Покровского, В.П. Живописцева, И.И. Лапкина и других известных ученых.
У выпускников специальности есть выбор: пойти работать в науку или стать прикладным специалистом. В первом случае химики занимаются исследованием химических процессов, происходящих в природе или проводимых в лабораторных условиях, выявляют общие закономерности протекания химических процессов и возможности управления ими, проводят исследования состава, строения и свойств веществ и химических процессов. Во втором – создают и разрабатывают новые перспективные материалы и химические технологии, следят за процессом в качестве технологов.
Выпускники-химики с высоким уровнем подготовки востребованы на рынке труда.
Местами их будущей работы могут являться:
• лаборатории государственных и негосударственных научных центров, ведущих исследования в области химии и смежных областях (главным образом, в биохимии, геохимии, нефтехимии, экологии, фармацевтике);
• научно-исследовательские и аналитические лаборатории различных производств (химических, пищевых, косметических, фармацевтических, металлургических, нефтехимических, горнодобывающих и газодобывающих), центральные заводские лаборатории различных заводов;
• институты Российской академии наук;
• учреждения системы высшего, среднего и среднего профессионального образования.
Одаренные и проявившие интерес к научной работе выпускники приглашаются в аспирантуру.