Химический факультет ПГНИУ осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по научной специальности 1.4.3 Органическая химия.
К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура).
Объем программы аспирантуры составляет 240 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий.
Срок получения образования по программе аспирантуры:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы аспирантуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
Цель образовательной программы — подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в соответствующей области химии и в смежных областях науки и высшего образования.
Основными задачами подготовки аспиранта являются:
— формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;
— углубленное изучение теоретических и методологических основ химии;
— совершенствование философской подготовки ориентированной на профессиональную деятельность;
— совершенствование знаний иностранного языка для использования в научной и профессиональной деятельности;
— формирование компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической работы в области химии и смежных областях науки.
— наличие эрудиции и фундаментальной научной подготовки;
— умение формулировать научную тематику по избранной специальности;
— умение организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности;
— способность к инновационной деятельности в соответствующей области химии
— владение современными информационными технологиями;
— владение методикой преподавания в высшей школе.
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает:
сферы науки, наукоемких технологий и химического образования, охватывающие совокупность задач теоретической и прикладной химии (в соответствии с направленностью подготовки), а также смежных естественнонаучных дисциплин.
Объекты профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры:
новые вещества, химические процессы и общие закономерности их протекания, научные задачи междисциплинарного характера.
Виды профессиональной деятельности выпускников, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:
научно-исследовательская деятельность в области химии (в соответствии с направленностью подготовки) и смежных наук;
преподавательская деятельность в области химии и смежных наук, близких к профилю (направленности) подготовки.
Компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы
Универсальные компетенции (УК)
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках;
способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
готовность организовать работу исследовательского коллектива в области химии и смежных наук;
готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Профессиональные компетенции (ПК)
владение фундаментальными знаниями в избранной области химии в объеме, достаточном для решения научно-исследовательских задач;
владение методами и методиками научно-исследовательской деятельности в избранной области химических наук;
способность применить фундаментальные научные знания избранной научной деятельности при осуществлении преподавательской деятельности;
владениет методиками преподавания дисциплин избранной научной области.
Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры
Общие требования к выпускнику аспирантуры:
В результате освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования обучающийся должен
Знать
Теоретические представления химии, в том числе о строении и механизме химических реакций, важнейшие методы квантовой химии, фундаментальные основы и методы дизайна и синтеза химических соединений и материалов, в том числе с заранее заданными свойствами, методы исследования структуры и функционально важных свойств химических соединений, основные методы научно-исследовательской деятельности, методы критического анализа и оценки современных научных достижений, принципы организации работы исследовательского коллектива в области в химии и смежных наук.
Уметь
Анализировать взаимосвязь между составом, строением и свойствами соединений; прогнозировать и использовать реакционную способность химических веществ в различных агрегатных состояниях и экстремальных условиях, критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника, переводить и реферировать специальную научную литературу, подготавливать научные доклады и презентации на базе прочитанной специальной литературы, объяснять свою точку зрения и информировать о научных планах.
Владеть
Навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития.навыками сбора, обработки, критического анализа и систематизации информации по теме исследования, навыками выбора методов и средств решения задач исследования, умениями и навыками моделирования процессов, протекающих в окружающей среде с участием объектов исследования химии.
Итоговая государственная аттестация
В итоговую государственную аттестацию входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.